Комитет по образованию Санкт-Петербурга

На главную Написать письмо Версия для печати

– карта сайта – добавить в избранное
Дошкольное образование
Школьное образование
Дополнительное образование
Среднее профессиональное образование

Психологическая помощь



Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданы специальные учреждения -центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центры. Таких центров в нашем городе 19, в них работают педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, валеологи, врачи и другие специалисты. Принимаются дети от 3 до 18 лет.

Психолого-педагогические медико-социальные центры администраций районов Санкт-Петербурга


Основные направления оказания помощи детям в ППМС-центрах:

Выбор индивидуального образовательного маршрута;
Преодоление затруднений в учебе;
Профориентации;
Профилактика школьной дезадаптации;
Сопровождение детей группы риска;
Формирование здорового образа жизни;
Предупреждение отклонений в развитии ребенка;
Профилактика зависимостей.


Основные принципы работы ППМС-центров:

1.Приоритет интересов ребенка;
2.Непрерывность сопровождения;
3.Мультидисциплинарный подход специалистов в решении проблем ребенка.


Нормативно-правовая база
 Рекомендации Министерства образования и науки РФ по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 (7214.943Kb)

 Распоряжение Комитета по образованию от 11.02.2014 N411-р (6742.036Kb)
Об организации деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга

Служба практической психологии в системе образования руководствуется нормативными документами:
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;

  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013;

  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. N 1591-1;

  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;

  • ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации N 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;

  • Положение о Службе практической психологии образования в Российской Федерации, принятое решением Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. N 7/1;

  • и национальными стандартами Российской Федерации:

  • ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения.

  • ГОСТ Р 52143-2003 Основные виды социальных услуг Социальное обслуживание населения.

  • ГОСТ Р 52142-2003 Качество социальных услуг. Социальное обслуживание населения.

Методическая помощь
Районные ППМС-центры оказывают методическую помощь школьным службам сопровождения. Во всех районах действуют методические объединения школьных психологов, социальных педагогов и логопедов, на которых регулярно рассматриваются нормативные и инструктивные материалы, касающиеся деятельности психологической службы. Ведут методические объединения районные методисты - психологи, социальные педагоги и логопеды. Они консультируют школьных психологов, социальных педагогов и логопедов по ведению документации, помогают составлять учебные программы, информируют о возможностях обучения и повышения квалификации. Районные методисты являются членами городских методических объединений. Возглавляет работу городского методического объединения кафедры академии последипломного педагогического образования (АППО). Главной целью городских методических объединений является формирование единой методической базы и единой системы требований к практической деятельности специалистов. Методическое объединение организует обмен профессиональным психолого-педагогическим опытом, конференции, проблемные семинары, творческие дискуссии по проблемам работы психологической службы. Ежегодно в январе проводится конференция, посвященная итогам работы психологической службы за год. Лучшие педагоги-психологи награждаются грамотами и благодарственными письмами Комитета по образованию и АППО.

Методическая помощь ППМС-центров школьным службам сопровождения

1. Консультирование по организации работы службы сопровождения.
  • нормативные документы;

  • кадровый состав;

  • планирование работы, содержание работы;

  • организация взаимодействия, проведение консилиумов;

  • отчетность.

2. Консультирование специалистов служб сопровождения
  • по документации в работе служб;

  • по составлению планов работы;

  • по отчетной документации;

3. Методическая помощь в составлении учебных программ
4. Обобщение и передача передового опыта работы служб сопровождения и психологических служб в районе и городе через методическое объединение.
5. Информирование специалистов служб сопровождения о возможностях обучения и повышения квалификации в городе.
6. Помощь в разрешении сложных комплексных проблем ребенка в образовательном учреждении.

Научно-методический Центр Кировского района реализует образовательную программу "Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников" для администрации, педагогов, психологов, социальных педагогов школ района и методистов НМЦ.

Учебные программы

Учебные программы, реализуемые в ППМС-центрах, проходят обязательную процедуру согласования с учеными АППО, РГПУ и др. ВУЗов, имеющих соответствующие кафедры. Учебные программы утверждаются руководителем центра.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы могут иметь следующую направленность:
  • Коррекция эмоциональной сферы дошкольников,

  • Развитие интеллектуальных способностей у детей,

  • Развитие основных психических функций у детей с отставанием в развитии,

  • Подготовка детей к обучению в школе,

  • Переход из начальной школы в основную,

  • Профилактика школьной дезадаптации,

  • Развитие произвольности психических функций детей и подростков

  • Развитие жизненных навыков и социальная адаптация,

  • Арт-терапевтические программы,

  • Формирование коммуникативных навыков,

  • Взаимодействие родителей и детей,

  • Развитие толерантности,

  • Формирование команды, классного коллектива,

  • Дружный класс,

  • Тренинг уверенного поведения,

  • Развитие лидерских качеств,

  • Коррекция агрессивного поведения,

  • Коррекция тревоги,

  • Коррекция и развитие письменной речи

  • Профессиональная ориентация,

  • Профессиональное самоопределение,

  • Профилактика курения,

  • Профилактика девиантного поведения,

  • Профилактика наркозависимости.


Диагностика

Диагностика является одним из основных видов деятельности психолога ППМС-центра наряду с консультированием и работой по учебным программам. Основная задача диагностики - углубленное психолого-педагогическое изучение возможностей детей и подростков для оказания помощи в решении проблем ребенка.
Психологическая диагностика ребенка дает необходимую информацию для разработки коррекционных мероприятий, позволяет давать обоснованные прогнозы его развития. ППМС-центры являются образовательными учреждениями и не выдают справок и экспертных заключений. Проведенная диагностика позволяет провести консультирование и дать рекомендации родителям и педагогам. Проводится диагностика мыслительной сферы, эмоционально-волевой, обследуются особенности характера и личности ребенка, определяется круг его интересов и мотивационная направленность.
Диагностика особенностей мышления, памяти и внимания направлена на выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии ребенка, помогает определить наиболее подходящий тип обучения.
Диагностика эмоционально-волевой сферы помогает установить причины неадекватного поведения и реагирования ребенка, выявить тревогу и агрессию, правильно подобрать корректирующие упражнения и дать рекомендации родителям и педагогам.
Особенности личности и характера ребенка влияют на его поведение, определяют качество его общения, способы построения отношений в семье и школе. Диагностика этих особенностей позволяет подобрать ребенку тот или иной тренинг, дополнительную учебную программу.
Мотивация и интересы ребенка влияют на выбор профессии в будущем и помогают более точно выбрать профиль школьного обучения и учебное заведение после окончания школы.
Диагностические обследования обязательно завершаются консультацией и, при необходимости, коррекционными мероприятиями.
Диагностика, используемая в ППМС-центрах:
1. Диагностика когнитивной сферы (мышление, внимание, памяти речевое развитие)
2. Определение необходимости изменений типа обучения
3. Диагностика личностной сферы (мотивация, самооценка, система отношений, черты характера, психические состояния)
4. Диагностика сферы межличностных и семейных отношений
5. Профориентационные методики (интересы, склонности, способности)

Профориентация

Расширение возможностей выбора профессионального пути, повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение "стоимости" неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи в процессе профессионального становления. Квалифицированную помощь в формировании школьниками личных целей и планов собственной карьеры оказывают педагоги-психологи ППМС-центров. Они рассказывают о структуре образования, об учебных заведениях, о требованиях предъявляемых профессией к человеку, о противопоказаниях к профессиям. Выбор профессии требует учета трех групп факторов: профессиональных интересов, профессиональных способностей и возможностей и потребностей рынка труда.
На основе результатов объективного психолого-профориентационного обследования школьники узнают о собственных профессиональных интересах, психологических особенностях и возможностях. Практический анализ своих жизненных целей и ценностей позволяет учащимся осознать собственные мотивы выбора профессии, а также их адекватность сложившемуся рынку труда.
Следуя рекомендациям специалистов, школьники смогут разработать, уточнить и наделить личностным смыслом индивидуальные профессиональные планы, создать свой собственный "план карьеры" и спланировать в целом свой профессиональный жизненный путь.
Профилактика зависимого поведения
Повышенное нервно-психическое напряжение, стрессы, неудачи, все чаще встречается в каждодневной жизни детей. Дети зачастую стремятся найти легкие пути решения проблем. Зависимое поведение - уход человека от реальности путем ухода в специфические переживания, от которых в дальнейшем и формируется зависимость. Зависимости бывают химические, пищевые, информационные и другие. После того как сформировалась очень сильная эмоциональная связь между объектом зависимости и особыми психоэмоциональными состояниями поведение ребенка направлено в основном на задачу достижения этого состояния в ущерб другим видам деятельности.
Современная наука рассматривает зависимости достаточно широко, включая сюда не только традиционные зависимости, например, наркотическую, алкогольную, или табачную, но и компьютерную, страсть к азартным играм, трудовую, пищевую, зависимость от других людей и другие.
В ППМС-центрах педагоги-психологи проводят обучение по профилактическим программам, разработанным и рекомендованным Министерством образования:
  • Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании

  • Педагогическая профилактика аддиктивного поведения среди младших школьников "Все цвета, кроме черного"

  • Развитие навыков принятия решений "Мой выбор", и др.

В Санкт-Петербурге под руководством заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктора психологических наук, профессора Ананьева В.А. разработан профилактический курс для подростков "Перешеек", включающий в себя профилактические программы для детей, родителе и педагогов. Этот курс в течение ряда лет успешно проводится в ГОУ ЦППРК и в других ППМС-центрах города.
В программы профилактики зависимости входит воспитание культуры здоровья, предупреждение вредных привычек, обучение приемам психосаморегуляции, осознание подростком необходимости собственных усилий для ведения здорового образа жизни. Такие программы есть во всех ППМС-центрах города.
Внедряя передовые инновационные формы работы, организуя подросткам альтернативный досуг, в целях реализации городской программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 годы и дальнейшего совершенствования работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами учащимися" на базе кабинета первичной психолого-педагогической профилактики центра "Доверие" г. Ломоносова при участии молодежного клуба "Имидж" разработана, организована и ежегодно поводится районная игра по станциям "Радуга надежд" в рамках конкурса "Мой выбор- здоровье, радость, красота".
В ППМС-центре Кронштадтского административного района разработан социо-реабилитационный курс для дезадаптированных подростков. Курс разработан с целью создание условий для становления социально адаптированной личности и поиска, апробация и анализа новых эффективных форм и методов работы с подростками. Программа курса включает в себя профилактику химической зависимости у подростков.
Центр психолого-медико-социального сопровождения Курортного административного района предлагает тренинговую 40 - часовая программа "Знаю. Могу. Умею". Профилактическая программа предназначена для детей группы риска 14-17 лет. Целью данной программы является развитие личности подростка, способной адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Занятия проводятся с группой 12-17 человек в центре, на базах отдыха и в оздоровительных лагерях района во время каникул в течение учебного года.
Специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения "Развитие" Центрального административного района проводят в дошкольных учреждениях и школах района программу "Компас". Программа направлена на раннюю профилактику зависимого и асоциального поведения путем формирования положительных установок на здоровый образ жизни как альтернативу любому разрушительному для личности, социально неприемлемому образу жизни. Занятия проводятся с использованием великолепных наглядных пособий, предоставленных программой TACIS Еврокомиссии.

Реабилитация употребляющих ПАВ

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр "Балтийский берег" Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, склонных к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
Центр реализует программу длительной психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания, асоциальное поведение). С детьми работают понимающие и грамотные педагоги. В штате Центра 14 специалистов, все с высшим педагогическим и медицинским образованием.
Реабилитационная программа состоит из четырех основных компонентов:
1. Психотерапевтический (коррекционный)
2. Образовательный
3. Воспитательный
4.Социально-адаптивный
В ходе программы осуществляются:
  • психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия;

  • образовательный процесс (в форме индивидуального обучения);

  • комплекс воспитательных мероприятий;

  • социализация подростков

Реабилитационная программа реализуется в условиях стационарного проживания на территории загородного детского оздоровительного лагеря "Молодежное" и предназначена для несовершеннолетних в возрасте 10-16 лет. Длительность программы от 4 до 10 месяцев. Программа направлена на возвращение несовершеннолетних к жизни в обществе, восстановление их физического и психического здоровья, формирование устойчивого негативного отношения подростков к употреблению психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни.
Наша программа помогает родителям найти взаимопонимание с ребенком и научиться решать его проблемы связанные с взрослением. Будем рады оказать Вам помощь!
Контактный телефон:164-03-34
На базе ГОУ ЦППРК действует Городская отборочная комиссия для отбора детей на стационарную реабилитацию.
Обращаться по телефону: 314-37-95.
В 2006 г. в ГОУ ЦППРК откроется отделение амбулаторной реабилитации несовершеннолетних с проблемами зависимости от психоактивных веществ.

Развитие новых форм работы

Среди новых форм работы с детьми получили распространение проектная работа со школьниками. Работая над проектами, дети учатся эффективно сотрудничать, проявлять инициативу, активность, творчески воплощать свои замыслы. В рамках проекта "Стиль - здоровый выбор", реализуемого в ГОУ ЦППРК, учащиеся школ Адмиралтейского района имеют возможность придумать и реализовать собственные проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. 22 апреля 2005 года на празднике "Здоровому образу жизни - да, вредным привычкам - нет!" проходила защита проектов учащимися. Ребята работали над проектами: "Властелин здоровья", "Олимпийцы", "Моя карьера", "За здоровый образ жизни", "Будьте здоровы!". Задумано многое: статьи о выборе жизненного и профессионального пути в собственной газете, съемки видеофильмов, просветительская работа в школах. Впереди - отчет о результатах.
Волонтерское движение среди школьников получает все большее распространение. Детей привлекает возможность попробовать свои силы в социальных проектах, проявить активность, получить навыки посреднической работы. Обучение волонтеров впервые было организованно отделом ППМС Курортного района в 1997 году по программе "Подросток помогает подростку". В дальнейшем данная программа преобразовалась в волонтерское движение в районе. В 2002-2003 учебном году набраны 2 новых группы волонтеров - 65 человек, в 2003-2004 учебном году - 3 группы - 74 чел., 2004-2005 учебном году - 3 группы - 75 чел.
Работа с волонтерами проводится согласно плану мероприятий районной программы "Развитие и поддержка волонтерского движения в подростково-молодежной среде Курортного района". А также ребята активно принимают участие в организации и проведении районных и городских мероприятий по профилактике наркомании. Для работы волонтерами ребята проходят специальную подготовку. Разрешение конфликтных ситуаций - одна из программ для обучения учащихся старших классов, выразивших желание работать волонтерами. Она называется "Подростки помогают подросткам. Разрешение конфликтных ситуаций на основе посредничества" и рассчитана на 72 часа.
В ходе обучения ребята знакомятся с основными теоретическими положениями теорий конфликтов, овладевают приемами разрешения конфликтных ситуаций на основе моделей, разработанных в психологии и психотерапии. Развить у слушателей курса необходимые профессиональные данные для выполнения функций консультанта по разрешению конфликтных ситуаций, отрабатывая новую для старшеклассников роль - роль посредника. Осознание особой позиции посредника позволяет участникам конфликта активно работать по его разрешению. Занятия проводятся с группой 25-30 человек по 1-2 часа в ЦПМСС, на базах отдыха и оздоровительных лагерях района.
На базе Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр "Доверие" г. Ломоносова с 2004 года написана и реализуется профилактическая социокультурная комплексная программа "Молодежный клуб "Имидж"- активная форма воспитания у школьников здорового образа жизни в досуговой деятельности.
Программа реализуется с целью:
  • профилактики вредных для человека зависимостей посредством предоставления и организации подросткам альтернативного досуга в условиях коллективной деятельности молодежного клуба,

  • формирование активной жизненной позиции, типовых навыков социального поведения, выработке определенных лидерских качеств.

Программа "Молодежный клуб "Имидж" - это программа разноплановой деятельности, сочетающая различные направления воспитания и формы работы
В программе осуществляются мероприятия по следующим направлениям деятельности:
  • Образовательное: клуб, как средство получения знаний и умений организации собственного пространства.

  • Консультативное: клуб, как средство решения личных проблем подростка.

  • Социальное: клуб, как средство развития социальной активности, повышение социальной компетентности.

  • Волонтерское: клуб, как организатор работы группы молодежных лидеров в школах, в молодежных тусовках.

  • Досуговое: клуб, как средство самореализации подростков через создание студий по интересам и через развлекательно игровую деятельность.

В молодежном клубе "Имидж" каждый подросток получает возможность самореализоваться, обрести круг единомышленников, показать им свои лучшие качества. Клуб принимает с уважением каждого человека, несмотря на убеждения, характер и мнения.
В клубе мы учимся общаться друг с другом, решать конфликтные ситуации. Обсуждаем волнующие молодежь вопросы, встречаемся с интересными людьми, проводим тренинги, игры, праздники, дискотеки и молодежные кафе, справляем дни рождения. Посещаем музеи, театры, выставки и концерты. Ходим в туристические походы и снимаем фильмы о них.
Еще одной из нетрадиционных форм работы центра "Доверие" стала работа с подростками 10-х классов школ города Ломоносова. Это загородные выезды на семинары-практикумы, целью которых является:
  • сплочение вновь сформированных коллективов

  • профилактика девиаций, в том числе, профилактика употребления ПАВ

  • профилактика социально-эмоциональных проблем подростков

Замкнутое досуговое пространство предполагает наиболее эффективное использование образовавшегося социума с использованием различных форм и приемов воспитально-тренинговой, познавательно-игровой работы. Игры на воздухе, ознакомление с местными достопримечательностями, тренинги-упражнения; "Правительство", "Часы". "Космическое путешествие, вечер вопросов и ответов, "Звездный час", "Давай споем" и многое другое позволяет подросткам раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои коммуникативные и лидерские качества. А специалистам ППМС-центра, работающим с подростками такие выезды позволяют выявлять на ранней стадии психоэмоциональные проблемы и в дальнейшем заниматься коррекцией или сопровождением подростка.


  (60.491Kb)
Список заведующих кабинетами (отделами) профилактики наркозависимости

  (25.724Kb)
Информационное письмо "О порядке выявления и учета в образовательных учреждениях учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ"




Версия для печати