Комитет по образованию Санкт-Петербурга

На главную Написать письмо Версия для печати

– карта сайта – добавить в избранное
Дошкольное образование
Школьное образование
Дополнительное образование
Среднее профессиональное образование

Прививка от коррупции



28/12
Продолжается общественное обсуждение проекта приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования (10-11 классы), согласно которому в пункт о личностных характеристиках выпускника школы предлагается включить слова «антикоррупционное мировоззрение».
Санкт-Петербург, безусловно, является лидером в разработке вопросов формирования антикоррупционного мировоззрения школьников.
С 2008 года Академия постдипломного педагогического образования стала первопроходцем в создании методических пособий, рекомендаций для учителей по теории и практике антикоррупционного образования и воспитания учащихся, организации работы с родителями.
Опыт Санкт-Петербурга был рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в школах страны, признан педагогическим сообществом.
Содержание и результаты антикоррупционного образования и развития правовой культуры - не только педагогическая проблема, но и предмет научных, мониторинговых исследований итогов деятельности образовательных организаций. Академией постдипломного педагогического образования на основе исследований были подготовлены первые в Российской Федерации издания, освещающие вопросы методики организации и анализа эффективности антикоррупционного образования учащихся, предложены учебные программы по актуальной тематике - надпредметные, элективные, внеурочные.
Повышение квалификации по вопросам теории и методики антикоррупционного образования в Академии только за 2015 и 2016 год прошли более 2 тысяч 250 учителей и руководителей образовательных организаций, в 2015 году было подготовлено 157 тьюторов районных систем образования.
У слушателей Академии есть возможность выбора программ и тематических модулей: «Противодействие коррупции: содержание и методика антикоррупционного образования», «Антикоррупционная политика образовательной организации», «Коррупция и антикоррупционная профилактическая деятельность»; проводятся конференции, семинары, конкурс «Петербургский урок», обобщающие опыт работы учителей по различным учебным предметам, во внеклассной и внеурочной работе. Активное участие в просветительской работе принимают представители исполнительной власти, некоммерческие организации.
Вовлечение всех субъектов образовательного процесса в деятельность по предупреждению коррупции, формирование в общественном сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям - задачи, которые по-прежнему актуальны.
В следующем 2017 году Академией всем желающим будет предложено участие в конкурсе методических разработок в области антикоррупционного образования и воспитания школьников и студентов Санкт-Петербурга. Описания лучших педагогических практик будут опубликованы и станут доступны для широкого использования.
«Когда только начинаешь разговор со студентами о коррупции, у многих он вызывает негативную реакцию. Почему-то считается, что это явление нас не касается, коррупционеры - это где-то там: в эшелонах власти, в правоохранительных органах, бизнесе... Только в ходе кропотливой системной работы удаётся убедить молодых людей об опасности этого явления, вырастить в них негативное отношение к коррупции, взяточничеству, попыткам решить вопросы незаконными способами» - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Педагогического колледжа N 4 Роман Аненков.
Именно системной работой со студентами и может гордиться коллектив колледжа. Антикоррупционное образование - это и правовые модули в образовательных программах, классные часы, разнообразные внеучебные мероприятия. Не случайно ежегодное тестирование будущих педагогов показывает высокий уровень сформированности антикоррупционного мировоззрения. В течение года ребята с энтузиазмом участвуют в диспутах, деловых и организационно-правовых играх и конкурсах, где выясняют, можно ли победить коррупцию, есть ли альтернатива коррупции, в чём разница между подарком и взяткой и что делать, оказавшись пред выбором: брать или не брать.
С этого года в рамках цикла знакомств с интересными людьми проходят тематические встречи с представителями исполнительных и законодательных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления. Студентам интересно, как устроена государственная и местная власть, и что делать, чтобы не допустить коррупционных проявлений.
Интересные формы опробовали в этом году по инициативе самих студентов. Так, ребята из студенческой театральной студии «Инсайт» придумали, подготовили и провели кинокапустник «Зри в корень!» для студентов 1 курса. Организаторы постарались по-новому взглянуть на проведение подобных мероприятий, рассказать о проблеме доступным языком и с использованием отрывков из отечественных классических фильмов "Пётр Первый", "Ревизор", "Двенадцать стульев", миниатюр А.Райкина и С. Альтова, в которых раскрывается сущность коррупции и взяткодательства.
А студент выпускной группы - будущий педагог дополнительного образования Артём Тимошенко, используя возможности видеоканала колледжа, придумал и провёл игру «Как НЕ стать коррупционером» на основе известной телеигры «Как стать миллионером».
Важно не формализовывать эту работу, давать студентам больше проявлять своего творчества, а результат не заставит себя ждать. А для всех нас важно, чтобы нынешнее молодое поколение рассчитывало на свои силы, на силу Закона и старалось жить по этим принципам.
Для поддержки интереса студенческого сообщества к проблемам коррупционной направленности в Педагогическом колледже N8 была запущена серия радиопередач, провоцирующих обучающихся на открытое обсуждение вопросов антикоррупции. В рамках цикла радиопередач студентам для последующего обсуждения были предложены следующие темы: «Коррупция и борьба с ней»; «Можно ли прожить без подкупа?»; «Что такое взятка?» и «Что такое злоупотребление служебными полномочиями?».
Темы радиопередач определялись исходя из предпочтений самих студентов, обсуждались на классных часах.
Структура радио сообщения включала в себя привлекательные и интересные факты, позволяющие активизировать интерес студентов к проблеме, предлагались вопросы для последующего обсуждения на классных часах, высказывания значимых и интересных людей, провоцировали активность студентов прислушаться к радиосообщению, дополнительно обсудить поднятый в радиопередаче вопрос со студенческим сообществом.
Наблюдение за реакцией студентов в процессе прослушивания радиопередач показало, что ребята с интересом слушали сообщения, активно и оперативно обсуждали услышанное, возвращались к обсуждению информации на уроках социально-гуманитарных учебных дисциплин, предлагали темы для более детального разбора проблемы на классных часах. В целом необходимо отметить, что запуск радиосообщений обеспечил непрерывность процесса агитационной работы в области антикоррупции, создал информационное пространство для общения студентов, инициировал студенческое сообщество на обсуждение проблем коррупционной направленности.
Целью Изготовления буклетов антикоррупционной направленности на уроках «Информатики и ИКТ» стало повышении правовой компетентности будущих педагогов в решении задачи профессионально-образовательной деятельности, ориентируясь на современное законодательство РФ в области антикоррупции.
Студентам было предложено определить коррупционное действие, которому будет посвящен будущий буклет. Для этого было необходимо осуществить анализ статистических данных в области антикоррупционной политики в России, выделить специфику проблемы, причины ее появления; выделить положения законодательных актов в области антикоррупционной политики нашей страны, раскрывающих нормативно-правовые основы решения проблемы; найти необходимый информационный материал для создания буклета: иллюстрации, агитационные картинки, высказывания / афоризмы в русле обсуждаемой проблемы, исторические факты, особенности решения данной проблемы в других странах и т.п.
Ребята сами выстраивали макет буклета, определяли зоны информационной активности, особенности вызуализации информации на страницах буклета. В результате получался готовый продукт для участия в конкурсе на лучший агитационный буклет в области поддержки антикоррупционной деятельности.
Изготовление буклетов позволило студентам колледжа погрузиться в информационное поле коррупционной проблемы, обучающиеся с увлечением включились в изготовление буклетов, в процессе работы консультировались с преподавателями колледжа, активно подбирали информационный материал, обсуждали макет. Анализ отзывов от участия в мероприятии позволяет говорить, что студенты проявляют активную жизненную позицию, заинтересованы направлениями антикоррупционной политики Российской Федерации, инициативно включаются в обсуждение коррупционных проблем. Мероприятия, предполагающие создание в рамках открытой дискуссии продукта профессионально-образовательной деятельности, позволило не только расширить представления об антикоррупционных действиях, но и активно заявить о своей позиции в решении поставленных вопросов.
«Некрасовский педагогический колледж готовит специалистов для различных ступеней образования, в том числе и для дошкольного. Мы уверены в том, что антикоррупционное воспитание наших граждан должно начинаться с малых лет. Педагог - тот человек, который должен уметь в правильной форме донести до самого маленького ребенка основной смысл пагубности коррупционных проявлений. В нашем колледже, организуя работу по антикоррупционному воспиатнию наших студентов, мы решаем коплексную задачу: с одной стороны нам необходимо привить нашим студентам нетерпимость к коррупционным проявлениям, с другой - мы должны вооружить наших студентов всеми необходимыми инструментами для того, чтобы они могли сделать то же самое в рамках своей профессиональной деятельности», - объясняет директор колледжа Татьяна Александровна Голядкина.
В течение всего учебного года в Некрасовском педагогическом колледже N 1 проводятся различные по форме мероприятия: акции, флэш-мобы, выставки, классные часы, конкурсы электронных плакатов, круглые столы, дебаты, встречи студентов с представителями правоохранительных органов. К наиболее интересным из них можно отнести:
круглый стол на тему: «Жизнь без коррупции: открытый диалог». Цель круглого стола - формирование антикоррупционного сознания среди студентов. В рамках диалога студенты вместе с преподавателями искали ответы на три ключевых вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?».
акция «Стоп коррупции!». В рамках акции всем студентам были выданы карточки со словом «Стоп». Далее каждый студент смог выразить свое мнение по поводу того, какая же сфера жизни нашего общества наиболее подвержена коррупционным проявлениям.
Акция-флэшмоб «Мы против коррупции». В рамках мероприятия студенты колледжа приняли участие в одновременном создании плакатов, говорящих о недопустимости коррупционных явлений, а затем представлении своих работ в стихотворной, песенной, танцевальной и даже театральной форме.
Разнообразие форм обусловлено желанием создать в колледже необходимые условия для эффективной работы по воспитанию у студентов резко негативного отношения к коррупции.
По итогам анкетирования студентов колледжа «Мое отношение к коррупционным проявлениям в общественной жизни» наблюдается динамика в сторону увеличения количества студентов, которые негативно относятся к коррупционным проявлениям.
Председатель Комитета по образованию, заслуженный учитель Российской Федерации Жанна Владимировна Воробьёва не раз заявляла о своей непримиримой позиции в отношении коррупции.
Огромная роль и ответственность в воспитании неприятия этого явления лежит на школе. «Учитель - особая профессия, он - образец для подражания, ежедневно и ежечасно готовый дать ответ на любой вопрос ученика. Хороший педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом, поэтому не только от его знаний и профессиональных навыков, ни и от его жизненной позиции и поступков во многом зависит формирование гражданского самосознания ученика. Поэтому, конечно, у педагога должен быть иммунитет к любым проявлениям коррупции. Тогда он сможет передать этот иммунитет своим воспитанникам», - подчёркивает Жанна Воробьёва.

Версия для печати