Жанна Воробьева покидает пост председателя Комитета по образованию

24
июля
2020
Поделиться:
Распечатать

Председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева, возглавлявшая ведомство последние восемь лет, покидает свой пост. По приглашению Александра Беглова она станет специальным представителем Губернатора Санкт-Петербурга.

Сегодня в комитете Жанна Воробьева провела итоговое рабочее совещание. С приветственным словом перед коллективом выступила вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина. По поручению Александра Беглова вице-губернатор вручила председателю награду – Почетный знак за заслуги перед Санкт-Петербургом.

В совещании приняли участие руководители, заместители председателя, начальники отделов, представители отделов образования администраций районов, руководители учреждений среднего профессионального образования и представители других образовательных учреждений города, подведомственных Комитету по образованию.

Вся трудовая деятельность Жанны Воробьевой была непосредственно связана с образованием. С 1983 по 1990 год она работала в учреждениях системы профессионального образования Ленинграда преподавателем английского языка. С 1990 по 2000 год – учителем английского в школах, заместителем директора. В 2000 году была назначена директором школы №386 Кировского района, в 2003 году – начальником отдела образования Кировского района. В 2009 году была приглашена на работу в Комитет по образованию на должность начальника Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. В 2011 году стала заместителем председателя Комитета по образованию, а в 2012 году возглавила ведомство.

В то время в петербургских школах учились 343 тыс. детей, еще около 200 тыс. детей воспитывались в дошкольных образовательных учреждениях. К 2020 году количество школьников превысило 500 тыс., а детские сады посещают уже почти 300 тыс. ребят. Поэтому главной задачей Жанны Воробьевой всегда оставалось обеспечение бесперебойной работы отрасли в условиях стремительного демографического подъема. Помимо этого, было необходимо ликвидировать очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет, сохранить односменный режим обучения в школах, внедрить прозрачный и справедливый механизм записи в первые классы, выровнять качество образования в разных учреждениях, повысить престиж педагогических профессий, привлечь к работе в образовании молодых специалистов и сформировать положительную репутацию Петербургской школы на общегосударственном и международном уровне и решить еще множество других задач.

Коллеги отмечают, что Жанна Воробьева была во многом руководителем-идеалистом – она утверждала, что в Петербурге нет плохих школ – есть только хорошие и очень хорошие. Она требовала от педагогов соответствия особому статусу петербургского учителя и считала, что работать с детьми может только тот, кто по-настоящему их любит и уважает. Она верила в то, что каждый ребенок талантлив, поэтому ему необходимо дать возможность эти таланты найти и раскрыть.

«Жанну Владимировну на посту председателя Комитета по образованию отличало материнское отношение ко всей Петербургской школе, - рассказывает директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. –  Мы познакомились с ней еще когда она работала в Управлении по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. Тогда проходила большая проверка нашего лицея, и она провела ее так культурно и деликатно, с таким бережным отношением к особой атмосфере школы, что по итогам весь лицей был ей очень благодарен. Находя недочеты в работе, она не обвиняла, а указывала на то, как их можно исправить. В дальнейшем я не раз был свидетелем того, как она защищала всю Петербургскую школу и отдельные учреждения на самом высоком уровне. Безусловно, она сумела придать системе образования нашего города импульс к развитию».

Жанна Воробьева была инициатором целого ряда реформ в образовании, которые начинались в Петербурге, а затем распространялись по всей России. В частности, она одной из первых увидела нереализованный потенциал дополнительного образования. Задолго до утверждения национального проекта «Образование» она поставила задачу охватить бесплатным дополнительным образованием подавляющее большинство петербургских школьников. За несколько лет количество отделений дополнительного образования при школах и колледжах выросло более чем на 75%, открылись крупные самостоятельные учреждения – «Академия талантов», «Академия цифровых технологий», «Центр медиаискусств». На сегодняшний день дополнительным образованием охвачены 88% петербургских школьников – такие показатели в большинстве регионов России не стоят даже в планах.

Еще одна реформа, запущенная Жанной Воробьевой, коснулась системы оздоровительного отдыха. Раньше отправить ребенка в лагерь можно было только купив путевку за свой счет, либо получив ее бесплатно, но без права выбора лагеря. По инициативе Жанны Воробьевой была внедрена система сертификатов на отдых. Получив такой сертификат, любой работающий петербуржец может выбрать лагерь для своего ребенка из обширного перечня. Эта система была признана успешной на федеральном уровне и стала внедряться в других регионах России. Новый механизм сделал детский отдых более доступным и массовым. С 2012 года более чем на 50%, увеличился охват детей Санкт-Петербурга отдыхом и оздоровлением за счет средств бюджета – от 97 тыс. детей в 2012 году до 162 тыс. детей в 2019 году.

Среди многих других значимых преобразований также выделяется новая система записи в первые классы. Родители старшеклассников хорошо помнят очереди, списки и ночные дежурства перед самыми востребованными школами – ведь раньше преимущество при зачислении получал тот, кто первым подаст заявление. Жанна Воробьева эту практику отменила – теперь время подачи заявления не имеет значения, а преимущество получают ребята, которые живут рядом со школой. Проблема очередей была решена, а опыт Петербурга вновь стал приводиться в пример.

Вспоминая работу Жанны Воробьевой, коллеги сходятся во мнении, что ее отличало материнское отношение к вверенной отрасли, к отдельным школам, директорам, учителям. «Она всегда очень внимательно, по-матерински, относилась к нашему лицею. Часто бывала у нас, вместе с нами радовалась нашим достижениям, знала о наших проблемах и всегда помогала их решать, - вспоминает директор Губернаторского физико-математического лицея № 30 Алексей Третьяков. – Самый запоминающийся управленческий урок от Жанны Владимировны: «доверие руководителя – важный ресурс развития и способ поощрения». По инициативе Жанны Владимировной и при ее непосредственном личном участии для одаренных детей Санкт-Петербурга за последние годы созданы достойные их талантов условия для образования и развития. Утверждаю это на примере ФМЛ № 30, и таких примеров множество».

О материнском отношении к работе и людям говорит и ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован. «Я всегда уважал людей, которые ценят семейные ценности. Жанна Владимировна – настоящая дочь, супруга, мама и бабушка. Я редко встречал людей, которые умеют так любить родных и близких, заботится о них, скучать по ним. Много раз приходилось быть свидетелем, такого же отношения ко всем, кто с ней работает. Правду говорят, что тот, кто умеет любить, тот умеет и прощать, она часто прощала нам ошибки, но требовала преданности делу и высокому званию петербургского учителя. За годы нашей совместной работы было многое – успехи и критика, которые я воспринимал как школу жизни и профессионализма, и искренне благодарен ей за это», - отметил Степан Жолован.

Работа Заслуженного учителя Российской Федерации Жанны Воробьевой была неоднократно отмечена благодарностями и грамотами Губернатора Санкт-Петербурга, председателя Законодательного собрания
Санкт-Петербурга. Она награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», почетным знаком «За особый вклад в развитие Санкт-Петербурга», знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и рядом других государственных и ведомственных наград.

«Я расцениваю эти награды как благодарность всей системе образования Санкт-Петербурга. И я очень признательна людям, которые работают в наших школах, детских садах – всех образовательных учреждениях. Они работают на благо главного достояния Санкт-Петербурга – наших детей – и работают хорошо», – подчеркнула Жанна Воробьева.

24 июля – последний день работы Жанны Воробьевой на посту председателя Комитета по образованию. Временное исполнение обязанностей председателя Комитета по образованию с 25 июля возложено на заместителя председателя Комитета по образованию Ирину Асланян.