Часто задаваемые вопросы

Поделиться:
Распечатать
Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков,
учету рабочего времени и оплате труда

 

Вопрос:

Какими документами устанавливается система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений в Санкт‑Петербурге?

Ответ: 

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных
и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Санкт‑Петербурге системы оплаты труда работников государственных учреждений установлены Законом Санкт‑Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга», который опубликован на сайте администрации Санкт‑Петербурга http://gov.spb.ru.

Учитывая особенности оплаты труда работников государственных учреждений образования, на основании статьи 8 Закона система оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, определена постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся», которое опубликовано на сайте администрации Санкт‑Петербурга http://gov.spb.ru.

 

Вопрос:

Кто устанавливает систему оплаты труда в государственном образовательном учреждении?

Ответ:

Оплата труда работников государственного образовательного учреждения, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации и центра в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

 

Вопрос:

Из каких частей складывается заработная плата работников государственных образовательных учреждений Санкт‑Петербурга?

Ответ:

            Заработная плата работников государственных образовательных учреждений включает в себя:

- должностного оклада,

- доплаты из фонда надбавок и доплат, включающего в себя обязательные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

Вопрос:

Как рассчитывается должностной оклад работника государственного образовательного учреждения?

Ответ:

   Размер должностного оклада работников, занимающих должности, относящиеся к категориям специалистов и служащих (технических исполнителей) государственного образовательного учреждения Санкт‑Петербурга, определяется путем суммирования базового оклада и произведений базового оклада на повышающие коэффициенты к базовому окладу.

Базовый оклад специалиста (служащего) является составной частью должностного оклада специалиста (служащего) и исчисляется по формуле:

Бо = Б x К, где:

Бо - размер базового оклада специалиста (служащего);

Б - размер базовой единицы;

К - базовый коэффициент (коэффициент уровня образования), устанавливается исходя из уровня образования специалиста (служащего) в размере согласно приложению 1 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся», которое опубликовано на сайте администрации Санкт‑Петербурга http://gov.spb.ru.

Для установления должностного оклада к базовому окладу специалиста (служащего) применяются следующие повышающие коэффициенты:

- коэффициент стажа работы в размере согласно приложению 1 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»;

- коэффициент квалификации в размере согласно приложению 1 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»;

- коэффициент специфики работы в размере согласно приложению 2 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;

Конкретный перечень работников образовательных организаций и центров, которым устанавливаются повышающие коэффициенты - коэффициент специфики работы, устанавливается руководителем образовательного учреждения в соответствии с положением об оплате труда и с учетом мнения представительного органа работников образовательной организации и центра.

Пример расчета должностного оклада специалиста (служащего)

Расчет должностного оклада специалиста исчисляется по формуле:

Осп = Бо + Бо x К2 + Бо x К3 + Бо x К4, где:

Осп - размер должностного оклада специалиста;

Бо - величина базового оклада;

К2 - коэффициент стажа работы;

К3 - коэффициент специфики работы;

К4 - коэффициент квалификации.

 

Расчет должностного оклада служащего исчисляется по формуле:

Ос = Бо + Бо x К2 + Бо x К3 + Бо x К4, где:

Ос - размер должностного оклада служащего;

Бо - величина базового оклада (при исчислении базового оклада коэффициент уровня образования устанавливается в соответствии с требованиями по конкретной должности);

К2 - коэффициент стажа работы;

К3 - коэффициент специфики работы;

К4 - коэффициент квалификации.

 

Вопрос:

            Почему заработная палата у работников государственных образовательных учреждений, занимающих одинаковые должности, разная?

 

Ответ:

Учитывая принятую систему оплаты труда в Санкт‑Петербурге Законом Санкт‑Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга» и постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» размер заработной платы индивидуален для каждого работника, так как зависит от уровня образования, квалификации, стажа работы
и специфики работы учреждения, а также от количества и качества выполняемой работы.

 

Вопрос:

Кто устанавливает фонд надбавок и доплат в государственном образовательном учреждении Санкт‑Петербурга?

 

Ответ:

В соответствии постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»:

- размер фонда доплат и надбавок учреждения определяется исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение в виде процента от всего фонда должностных окладов образовательного учреждения в пределах субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания;

-перечень, размер и порядок осуществления выплат за счет фонда доплат и надбавок учреждения устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, в том числе в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников.

 

Вопрос: 

Какие надбавки за эффективность деятельности педагогических работников существуют?

Ответ

Примерные показатели оценки качества труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга, разработаны Комитетом по образованию
и утверждены распоряжением Комитета по образованию от 05.07.2019 № 1994-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт‑Петербурга».

В соответствии с указанным распоряжением каждое государственное образовательное учреждение разрабатывает и утверждает собственные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников учреждения и их значения.

 

Вопрос 

Какие меры финансовой поддержки предоставляются молодым специалистам, работающим в государственных образовательных учреждениях Санкт‑Петербурга?

Ответ

1. Главой 9 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга» определены дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга.

В соответствии со статьей 45 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 молодые специалисты (со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений) получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт‑Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт‑Петербурге.

Молодой специалист – это гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений определен постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 10.10.2013 № 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт‑Петербурга «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга».

2. Статей 3-1 Закона Санкт‑Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга» предусмотрено,
что устанавливаются ежемесячные выплаты к должностному окладу молодым специалистам - работникам государственных учреждений Санкт‑Петербурга,
за исключением руководителей, отвечающим одновременно следующим требованиям:

- получили впервые высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или среднее профессиональное образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам подготовки специалистов среднего звена;

- впервые приступили к работе в государственных учреждениях Санкт‑Петербурга
по специальности не позднее трех лет после получения документа установленного образца о соответствующем уровне образования;

- состоят в трудовых отношениях с государственным учреждением Санкт‑Петербурга, являющимся их основным местом работы.

Выплаты молодым специалистам рассчитываются за фактически выполненный объем работы, но не более чем за ставку по основной должности.

Выплаты молодым специалистам устанавливаются на 24 месяца со дня приема на работу в размере согласно приложению 4 к Закону Санкт‑Петербурга от 12.10.2005
№ 531-74, а именно:

2 000 руб. молодым специалистам, имеющим документ установленного образца
о высшем образовании;

1 500 руб. молодым специалистам, имеющим документ установленного образца
о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена.

 

Вопрос:

В соответствии со статьей 122 ТК РФ установлено что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации, а по соглашению сторон и до истечения шести месяцев. Если к окончанию учебного года педагогический работник проработает только 6 или менее месяцев, может ли работодатель предоставить ему за первый год работы отпуск только за проработанное время, если начало отпуска по графику приходится на 1 июля?

Ответ:

При применении статьи 122 ТК РФ необходимо учесть, что если работодатель предоставляет работнику отпуск согласно графику, за первый год работы через шесть месяцев работы или раньше, то он не вправе исчислять его пропорционально проработанному времени, как это предусматривалось для педагогических работников до 1 февраля 2002 года (т.е. до введения в действие ТК РФ), поскольку у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть. Предоставление работодателем отпуска неполной продолжительности возможно лишь в случаях, когда об этом просит сам работник, т.е. просит разделить отпуск на части. Порядок разделения отпуска на части предусмотрен статьей 125 ТК РФ. Пропорционально проработанному времени может исчисляться лишь денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, а также оплата отпуска, предоставленного с последующим увольнением в порядке, предусмотренном статьей 127 ТК РФ. Отпуск за второй и последующие годы работы в соответствии со статьей 123 ТК РФ должен предоставляться полной продолжительности в любое время рабочего года по графику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленному в данной организации.

 

Вопрос:

Если в расчетном периоде, составляющем 12 месяцев, у работников происходило увеличение размера заработной платы, то должна ли бухгалтерия образовательной организации рассчитывать среднюю заработную плату работников за месяцы расчетного периода с меньшей заработной платой при исчислении отпускных?

Ответ:

В период отпуска материальное обеспечение работников осуществляется путем сохранения за ними средней заработной платы, исчисление которой осуществляется в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным постановлением № 922. В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением № 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, в том числе специфические для педагогических работников выплаты; заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления (подпункт «з»), а также вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (подпункт «м»). Что касается повышения размеров выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, при их увеличении, то согласно пункту 16 Положения,
утвержденного постановлением № 922 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 г. № 916), работники имеют право на повышение выплат, учитываемых при определении среднего заработка за предшествующий повышению период времени, но только в том случае, если повышение оплаты труда было связано с повышением в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов). При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, то выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, то часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода. В случае повышения в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты. При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.